воскресенье, ноября 30, 2008

Однажды в провинции

Однажды в провинции

Представьте красивую женщину с обложки журнала в провинциальном городке. С трудом? Значит, случалось бывать в таких населенных пунктах. И женщины, и мужчины там если красивы, то специфической народной красотой, плохо сочетающейся с канонами журнальных обложек. Живут в таких заводских городках от зарплаты до зарплаты. Пьют по-чёрному. И по пьяни уважают простые человеческие ценности - например, абстрактную свободу.

А теперь представьте, что эта женщина к тому же работает участковым инспектором, носит белые сапоги, имеет дочь-алкоголичку и, в довершение картины - малого внука, разумеется, растущего без отца. Всё вышеперечисленное не мешает ей увлекаться даосизмом, фэньшуем и сочинением стихов. Такова героиня Любови Толкалиной (еще один штрих - возраст актрисы лет на десять меньше возраста героини). И таким же винегретом выглядят образы остальных героев - для окружающего их микромира слишком (вопиюще) красивых, говорящих слишком интеллигентно. Правда, пьющих уже сколько положено. Хотя не все. Дополняет палитру образов семья инопланетян-кавказцев, ждущих ребёнка. Они говорят на инопланетном языке, не пьют, не ссорятся между собой и не дерутся с другими. Их семейное ложе даже показывают как другую планету - вид сверху.

Массовки, как таковой, в фильме нет: или "роли со словами" или - серая масса, каждое утро направляющаяся на градообразующий завод под приснопамятные "Белые розы", звучащие из динамиков-"колокольчиков".

С "Белыми розами" тоже не всё в порядке. Они звучат из "колокольчиков" почти как на студийной аппаратуре. Ляп звукорежиссёра? Тут надо упомянуть, что закадровый звук сделан очень тщательно - везде подобраны звуки окружения и их громкость. Так что ляп - вряд ли.

Сочетание несочетаемого можно именовать эклектикой - это слово, как правило, ругательное, спутник определений "незрелость" и "бездарность". А если хочется похвалить, можно назвать то же самое - гротеском. Тогда это будет уже "тонкий режиссёрский ход", "многообещающий дебют" и т.п. После первого просмотра фильма я пребывал в растрёпанных чувствах - никак не мог понять какое из двух определений выбрать. И томился так, что на следующий день ножиданно для себя посмотрел картину второй раз. И посмотрел с удовольствием. Теперь склоняюсь к тому, что роли, сценарий и даже звук фильма - таки произвольно и искусно наведённый гротеск. То есть "тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического".

Фильм женский. И ощущение после него - как-будто надавали пощёчин. В ролях заняты незвёздные сериальные актёры, но актерские работы на удивление хороши, а уже упоминавшаяся жена Егора Кончаловского сыграла, наверное, лучшую роль в своей карьере (на данный момент). Снято красиво. Сценарий подаётся по принципу контрастного душа и "держит" зрителя весь фильм. Что я особенно люблю - повествование сжато, т.е. нет нудных разжёвываний в мелкую кашицу закадровых событий прошлого - только несколько необходимых штрихов к образам.

В общем, "реалисты", любящие тыкать пальцев в экран и нудно тянуть "нуу так же не бывааает!" - могут обломаться сразу, ибо "жЫзненность" фильма условна. Остальным, чтобы определиться гротеск это или эклектика - придётся посмотреть самостоятельно. По-моему, фильм того стоит.

Личная оценка: Неординарный, интересный фильм (8/10)