воскресенье, декабря 07, 2008

Бумажный солдат

Бумажный солдат

Забавно, что заметный подъём (верхнего, а не среднего) уровня отечественного кинематографа в последние два года наметился (примерно) после фильма, начинавшегося стёбным монологом в камеру:

- Русское кино - в жопе. Один Федя Бондарчук прикольный. Папаша его оскар получил - и он получит. Вот поднатореет - и получит...

Каким боком это прислонить к "Бумажному солдату"? Да сразу двумя. Ну, во-первых. Пусть впечатления от нового блокбастера Бондарчука-младшего ещё чуть впереди, и своего "Оскара" он, хочется верить, ещё получит. А вот наследник другой великой фамилии, - Алексей Герман-младший, - уже получил в этом году премию за лучшую режиссуру на не самом заштатном кинофестивале и заставил ценителей киноискусства говорить о себе как о надежде отечественного фестивального кинематографа. Шутка ли: три отличных фильма из трёх снятых... Ага, вот я и спалился :) Ибо дальше пойдут преимущественно хвалебные речи.

Но сначала закончу оправдание начальной цитаты: во-вторых. Если Фёдор Бондарчук пока торит свою собственную тропу в мэйнстрим, то Герман-младший волшебным образом перенял неповторимый стиль отца. Подчеркну: именно перенял стиль, а не пытается копировать великого предка. У кого как, а у меня при просмотре "Гарпастума" местами сами собой всплывали стилистические параллели с "Хрусталёв, машину!" Таков же и новый фильм, только ощущение присутствия отца на съёмочной площадке ещё укрепилось. "Бумажный солдат", конечно, не "Мой друг Иван Лапшин" - и язык попроще, и не столь глубоко, но есть все основания добавить: пока.

Итак, фильм. Фестивальное кино с большой буквы. Драма человеческих отношений и внутренние драмы людей на фоне глобальных свершений - запуска первого человека в космос. Тема уже дала повод балаболам поверещать, что, дескать, "очернение истории", "нас лишают Гагарина" и, разумеется, непременное "фильм проамериканский и наверняка снят на деньги Америки" (без происков Америки нашим политически озабоченным кликушам - ни шагу). Ничего этого в фильме нет. Напротив, фильм - ода самоотверженности покорителей космоса. Но ода не агитплакатная. Через весь фильм проходит контраст между маленьким человеческим страхом смерти и большим пониманием величия задачи - с готовностью отдать свою жизнь. Маленькая личная смерть и большое общее дело. Можно сгореть в спускаемом аппарате, можно - в барокамере при подготовке, можно - спустя десять лет после триумфа. Можно "сгореть" даже на вполне безопасной должности врача, ответственного за подготовку кандидатов. И люди, - бумажные солдаты, - горят.

Актерские работы прекрасны. Все. И в этом всегда есть заслуга режиссёра. Если Чулпан Хаматова в проходном "Домовом" проскользнула сбоку серой мышкой, то "Бумажный солдат" - по праву её фильм. Сильнейшая роль, на уровне её лучших работ, а то и лучшая.

Дачный пикник, космодром, эпизод со степным фарцовщиком, бывший женский лагерь - кубик к кубику собираются в завершенное, близкое к идеальному, строение фильма с безупречным финалом и эпилогом. Особенно впечатлило то, как сняты казахские степи ("ветер здесь всё время - мысли выдувает")...

Вообще, конечно, глупо всё это описывать - кино такого уровня надо не читать, а смотреть. В целом фильм оказался чуть выше моих возможностей восприятия. Это не минус фильму, это минус мне:) Даже после второго просмотра и разъяснений более опытных кинолюбителей кое-что в построении картины осталось недопонятым. Ну, значит, есть железный повод посмотреть по третьему разу (надеюсь, когда-нибудь на свет появится DVD). И, значит, не мне искать недостатки в этом Фильме.

Личная оценка: Шедевр! (10/10)