суббота, октября 18, 2008

Пленный

Пленный

"Фильм Учителя" - заслуженная марка. Интригующая заранее и подразумевающая определенную планку - довольно высокую. Конёк Учителя - пронзительная драма отношений узкого круга людей. Будь то окружение известной персоны ("Дневник его жены") или самые обыкновенные подростки в современном городе ("Прогулка"). В этот раз герои помещены в экстремальные условия - декорациями стала война в Чечне. Не думаю, что это сделано из соображений конъюнктуры - "мода" на "чеченские" фильмы прошла и снято на тему немало фильмов и сериалов разного пошиба. Видимо, одноименная книга Владимира Маканина чем-то зацепила режиссера. Настолько, что он решил донести до "своего" зрителя то, что открылось ему. Ну, не буду гадать.

Фильм напоминает "Прогулку". Три человека весь фильм идут. По мере неспешной смены красивейших декораций (фильм снимался в Болгарии) раскрываются характеры героев. Основное действие - не перестрелки, не муссирование ужасов войны, а взаимоотношения между людьми, поставленными в нечеловеческие условия. Только вот персонажи получились вымученными, неправдоподобными. И дело не в тонкостях военного дела, а в том, что цельных образов у актеров не получилось. Ни "правильный и молчаливый пацан" Рубаха, ни "трусоватый балагур и бабник" Вова не вызывают доверия. К слову, "Вова" вполне вписывается в амплуа Евгения Миронова, неоднократно снимавшегося у Учителя. Вписывается настолько, что я, грешным делом, подумал, что под Миронова роль и затачивалась, да что-то не срослось.

Повествование рваное - не всегда понятно положение во времени эпизодов. То ли миг прошел, то ли сутки. На протяжении фильма понавешано ружей, которые не стреляют. Зачем нужен был персонаж Насти? Зачем бутылка водки, с таким трудом добытая и перелитая во флягу? Зачем был нужен эпизод с командиром, толкающим чечену трофейные автоматы? Как-то вся эта бутафория не похожа на почерк Учителя, у которого каждый штрих обычно необходим для решения художественной задачи.

Моральная проблема ценности человеческой жизни, на которой сходится фильм, как и пятиминутная чеченская песня, видимо, рассчитаны на восприятие в особом состоянии, в которое Алексей Учитель пытается погрузить зрителя на протяжение фильма. В моем случае ему это не удалось:( Первая мысль, когда пошли титры: "ну и что?" Пятнадцать минут обдумывания относительности одних и тех же поступков, которые могут быть чудовищными в одних условиях и единственно возможными - в других. А потом опять: "Ну и что? На войне - как на войне". В общем, на мой взгляд, "чеченская прогулка" Алексею Учителю, к сожалению, не удалась :(

Личная оценка: В целом слабо, но есть интересные находки (7/10)